В Брюсселе перед публикой предстал первый
прототип транспортного средства для больших городов. Аппарат
способен занять на парковке меньше места, чем обычный легковик, а
это означает площадь даже более скромную, чем нужна для стоянки обычного «Смарта».
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл
Баррозу сегодня дал официальный старт проекту Hiriko CityCar,
призванному решить проблему загруженности улиц и загрязнённости воздуха в
крупных городах не только Европы, но и всего мира.
На деле проект складного электромобиля развивается
уже несколько лет. Однако именно сегодня, 24 января 2011 года, авторы
экзотической разработки впервые выкатили полноразмерный образец (фото AP
Photo/Yves Logghe).
Проект и консорциум Hiriko базируется на баскских
землях, потому название его основано на словах из языка басков (Hiri –
город, ko – сокращение от coche — автомобиль). Развивает проект группа
из нескольких испанских компаний, прежде всего, Afypaida и Denokinn.
Однако корнями замысел уходит в США.
Сверхкомпактная парковка в ряд предполагает выход
через единственную поднимающуюся дверцу спереди машины, как у "Изетты"
(иллюстрации Hiriko).
Концепция двухместного складного электромобиля
CityCar первоначально зародилась и развивалась в Массачусетском
технологическом институте, в группе Smart Cities, возглавлявшейся
Уильямом Митчеллом (William J. Mitchell). Уильям умер в 2010 году, но
его соратники продолжили проект, скооперировавшись с европейскими
инженерами.
С американской стороны ныне проект поддерживает Кент Ларсон (Kent Larson) и его исследовательская группа Changing Places.
Глава Европейской комиссии Барозу и президент Hiriko Джезус Эчабе (Jesus Echabe) на презентации Hiriko CityCar.
Каждое колесо «ситикара» оборудовано собственным
электромотором. Кроме того, все колёса – управляемые, причём могут
поворачиваться более чем на 80 градусов. Благодаря этому аппарат Hiriko
способен разворачиваться на месте.
Перед полномасштабным прототипом концепцию испытали на небольших макетах.
Запас хода на одной зарядке объявлен в 100-120
километров. Про максимальную скорость машины пока ничего достоверно не
известно, но она, видимо, будет небольшой (порядка 100 км/ч), чтобы
хватало для обычного городского движения.
Рациональная компоновка и подвижная задняя часть
позволили «сити кару» переплюнуть в компактности микрокар Smart. Правда, в
последнем пространство для поклажи, пожалуй, будет всё-таки побольше.
Помимо тягового мотора в ступицу колеса «ситикара»
интегрированы элементы подвески и тормозная система. И всё управление
(разгон, торможение, повороты) осуществляется только по проводам. Такую
конструкцию американские специалисты назвали «колёсами-роботами» (Wheel
Robots).
Именно их применение освободило автомобиль от
целого ряда механических и гидравлических связей, а потому облегчило
реализацию главной изюминки всего проекта, задуманной ещё Митчеллом, –
складывание электромобиля.
На стоянке этот агрегат поджимает под себя заднюю
ось и сокращается в длину. Таким образом три Hiriko способны
припарковаться на площадке, которую занимает одна обычная легковушка.
По информации MIT Media Lab, CityCar может стать
основой для новой стратегии городского транспорта – «мобильность по
запросу» (Mobility-on-Demand). Россыпи Hiriko могут дежурить у
многочисленных зарядных станций.
Пользователь такой сети разблокировал бы дверцу
машины с помощью электронной карточки и отправлялся бы в автомобиле по
делам, а после – оставлял бы аппарат на любой другой зарядной станции
системы.
В каком виде, в конце концов, будет организован
прокат складных машин, говорить ещё рановато. Но тем не менее консорциум
заключил соглашения о демонстрационных тестах флота Hiriko в Берлине,
Барселоне, Сан-Франциско, Бостоне и на Галапагосских островах. Ведутся
переговоры с Брюсселем.
Начальные предсерийные образцы малышей от Hiriko
должны выйти нынешним летом (их создадут испанцы в кооперации со
шведами), тогда же запланирована официальная омологация модели (должно
быть построено 20 экземпляров «ситикара»).
На рынок диковинная повозка должна выйти в 2013
году. Она будет выпускаться на заводе в испанском городе Витория.
Предполагаемая цена складного электромобиля составляет 12 500 евро ($16
300).